НовостиАнглийскийСоло на клавиатуреКларнетВелосипедЧитальня

Детские велопоходы
  Как организовать детский велопоход?
  Как сделать детский велопоход интересным?

ПВД
  ПВД Бутово - Дубровицы
  ПВД Сергиев Посад - Абрамцево - Ашукино
  ПВД Клин - Фроловское - Рахманово - Соколово - Крюково
  ПВД Балабаново - Боровск - Маламахово - Секирино - Верея - Можайск.
  ПВД Берендеево - Переславль Залесский - Купанское - Нагорье - Лось - Талдом.
  Велопоход Поленово-Ясная Поляна

окончание (часть 10)
  Велопоход Петербург
  Велопоход Великий Новгород
  Золотая сережка: Углич - Мышкин - Ярославль - Ростов Великий - Ярославль.
  Переславль Залесский - Купанское - Купань - Студенец - Горки - Троицкое -Ягренево - Городище - Переславль Залесский (108км)
  К Чертову Городищу
  Велопоход Старая Русса - Коростынь - Шимск - Юрьево - Великий Новгород - Пролетарий - Подлитовье - Старая Русса (283км).

Походы по СНГ
  Можно ли ехать на велосипеде в Крым в августе? (Феодосия - Коктебель - Судак - Новый Свет - Феодосия)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 1)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 2)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 3)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 4)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 5)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 6)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 7)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 8)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 9)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 10)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 11)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 12)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 13)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 14)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 15)

Зарубежные походы
  Европа с велосипеда
   Fragola fresca! (свежая клубника)
  Велопоход по Эстонии или Убежать от весны (часть 1).
   продолжение (часть 2).
  Велопоход в Польшу (часть 1)
  Велопоход в Польшу (часть 2)
  Велопоход в Польшу (часть 3)
  Велопоход в Польшу (часть 4)
  Велопоход в Польшу (часть 5)

Разное
  Мои регалии
  Из неопубликованного: С чего начать?

Маршрут пройден 12-15 июня 2008 года в составе велопапы, веломамы и уже вовзрослевшей велоДаши (2,6).

Совершить колечко вокруг Ильменя мне хотелось всегда, но никак не находилось достаточно времени, чтобы уложиться в такое мероприятие. Первая попытка доехать из Новгорода до Коростыни потерпела фиаско, тем более надо было взять реванш. То был первый организованный мной велопоход. В этом году мы идеально уложились в разработанный маршрут. Реванш взят!

12 июня 2008. Старая Русса - Коростынь (38км +8км по городу).

Заброску до Старой Руссы мы осуществляли на машине по М10. У Подлитовья свернули на дорогу до Старой Руссы, указатель на которой уверял, что до нее 75км. Для нас это была разведочная часть пути - ведь в последний день мы поедем это расстояние на велосипеде. Как же было приятно обнаружить отличную асфальтовую дорогу практически без машин, проложенную среди очаровательного на вид леса. Практически все деревни находились в некотором отдалении от дороги. Не менее приятно было убедиться и в том, что дорога Сучки - Навелье - Мануйлово уже давно стала асфальтом и вливается в шоссейку до Старой Руссы. Конечно, некоторые участки этой дороги вряд ли можно с уверенностью назвать асфальтом, но проехать по ней на велосипеде можно с большим удовольствием, чем на машине.

Итак, дорога из Москвы до Старой Руссы заняла у нас 10 часов. Признаться, мы надеялись на более радужный расклад, но в городе мы были только к трем часам дня. Охраняемую автостоянку (100руб в день) мы нашли прямо на объездной дороге недалеко от выезда с шоссе. Сборка велосипедов заняла час. Поскольку впереди была некоторая неизвестность, то мы очень торопились и решили подробно Старую Руссу не смотреть, а лишь проникнуться ее духом. Благо духа здесь должно быть очень много: чего только стоят Федор Михайлович и Сергей Васильевич. Возможно, это было нашей ошибкой - надо было сразу ехать в курортную зону, заодно и решилась бы проблема еды. А мы потратили очень много времени на поиск кафе, чтобы накормить Дашу обедом. Складывалось такое впечатление, что в Старой Руссе ювелирных магазинов больше, чем кафешек. Зато прокатились немного по городу, по набережным, к сожалению, собор был в лесах. Местные недоумевали, когда мы их спрашивали "Как проехать в центр?" Как оказалось, нет в Старой Руссе центра, нет. Или, скажем иначе, здесь всюду - центр.

В целом, достаточно уютный, достаточно большой по российским меркам городок, каких, по правде говоря, тысячи. Что здесь делал Федор Михайлович кроме как пил минеральную водичку и писал "Подростка", ума не приложу. Это мы бы, наверное, узнали в его музее, но, увы, мы туда не попадали никак. В конце концов, местные нам поведали, что с ребенком можно поесть в кафе "Принцесса" рядом с Детским миром, что мы и сделали. Не назову это кафе детским, но поесть - мы поели. В компании с многочисленными местными (и не совсем детскими) тусовками.

На объездную дорогу в сторону Шимска мы выехали в 18.30(!).Пугало это нас только по привычке, потому что заход солнца здесь в июне после 23 часов. До этого времени мы вполне можем найти приличное место для стоянки. По дороге мы потеряли банку пива и бутылки с водой. Мужчина в черной девятке специально вернулся задом, чтобы нам об этом сообщить - это было невероятно трогательно. Велопапа поехал назад, но нашел лишь одну бутылку, пришлось опять идти в магазин.

Наконец, мы двинулись в путь. Шоссе в этот праздничный вечерок было практически пустым, ехалось легко. Пейзаж по обе стороны был достаточно уныл - поля, поля, поля. Впрочем, найти свою "изюминку" нам здесь удалось. По обеим сторонам шоссе то и дело встречались местные "Стоунхенджи". Судя по их заботливой живописности, к ним все же приложил руку человек.

После Нагово, как и было обещано, начались леса, но не слишком впечатляющие. Так мы добрались до Коростыни. После некоторых споров мы решили заехать в само село и ни капельки не пожалели об этом. Здесь открываются удивительные виды Ильменя - такие, каких мы больше нигде не видели, хотя объехали все озеро. Как обычно, такие виды мне и фотографировать не хочется, я знаю, что все равно на фотографии в моем исполнении это будет жалко. Уж лучше наслаждаться и впитывать то, что мне посчастливилось увидеть: иссиня-серая гладь вечернего озера в обрамлении сочной вечерней зелени, выписывающей вокруг воды причудливые дуги. С озера дул очень сильный ветер, и чуть-чуть начал накрапывать дождь.

Мы проехали немецкое кладбище, где заложен виртуальный тайник, но брать его не стали - на носу был дождь (привет Gismeteo, который заверял, что дождей 12 числа не обещается), проехали путевой дворец Александра I, проехали магазин, возле которого был импровизированный фонтанчик с утками, лягушками и клумбами - ну очень необычное зрелище для российского села. Даша вцепилась в этот фонтанчик и могла смотреть на него часами. Тем временем пошел настоящий дождь - надо было срочно становиться на стоянку.

Конечно, отличные стоянки были прямо на берегу озера, но берег почти без леса, ставить там палатку мы побоялись, тем более там вовсю веселились местные. Мы свернули к кладбищу, туда, где на карте обозначен лесок. Это оказалось местной свалкой. Еле-еле нашли свободное местечко и разбили там лагерь. Дождь прошел быстро, и мы наблюдали замечательный закат, впрочем, так его и не дождались.

13 июня 2008 года. Коростынь - Шимск - Юрьево - Новгород - Мшага (111км).

Поскольку успех увеселительных мероприятий напрямую зависел от того, насколько быстро мы доберемся до Юрьево, мы бодренько вскочили в 6 утра. Решили все же еще раз осмотреть Коростынь, съехать к самому озеру, чтобы полюбоваться красивыми видами и взять тайник. Выкатились в 9 утра. Близость свалки дала о себе знать - Велопапе пришлось менять камеру.

Коростынь в утреннем свете казалась еще более загадочной и впечатляющей. Прокатились по берегу озера, полюбовались на пляж и выехали к немецкому мемориалу-кладбищу, на котором скромно написано "немецким воинам", а вовсе не СС "Мертвая голова". Сам факт немецкого мемориала меня нисколько не смущает, даже наоборот. Но очень интересны мотивы, по которым он был создан именно здесь. По чьей инициативе, кто за ним следит (а он очень аккуратный и ухоженный), кто за этим стоит? Боюсь, что без ответов на эти вопросы сформировать свое отношение невозможно. Мемориал огорожен камнями с суровыми черными воротами на засове. Здесь тихо, кричат вороны, и сквозь католический крест открывается суровый вид на синюю гладь озера.

Около 10 утра мы выезжаем на шоссе в сторону Шимска. Дорога опять однообразная, но день обещает быть теплым. Разнообразие в унылый придорожный пейзаж, изредка разбавляемый каменным изобилием, вносят мосты через живописнейшие реки новгородской земли.

В Шимск заезжать не стали, и без остановки поехали в сторону Новгорода. Шоссе здесь хорошее, машин мало. Быстро пролетели поселок Лесная и Борки. Надо сказать, что к борам новгородцы относятся по-особому. Названия деревень: Бор, Борок, Борки, Неронов (и еще ряд других именных боров) Бор, Подборовье встречаются на каждом шагу. Когда мы доехали до поворота на Сергово, компьютер показал, что мы проехали 48км. Неплохо, ведь до обеда еще далеко! Сразу после поворота небо заволокли тучи, и пошел дождь. Мысленно передавая мрачный привет Gismeteo, переоделись в дождевики. Пока переодевались, разумеется, основательно вымокли. Если в наш прежний приезд дорога от Сергово до шоссе (мы ехали в обратную сторону), была вымощена бетонными плитами, то сейчас там хороший асфальт. Пока доехали до деревни, дождь прекратился. Мы остановились там на короткий перекус и побегать для Даши и опять покрутили в сторону Новгорода. Дорога замечательная: асфальт, вид на Ильмень, по обеим сторонам сочная зелень мокрая от дождя. Небо прояснялось, и жизнь налаживалась.

По плану мы должны были приехать в Витославицы (дер. Юрьево) в 15.00, осмотреть музей и пообедать, а потом двинуть в сам Новгород. Опаздывать было нельзя, ведь билеты после 17 могли уже и не продать, а показать Дашке музей очень-очень хотелось! Последние километры уже начинали раздражать, хотелось быстрее добраться до музея и расслабиться. Наконец-то показался Неронов Бор, знакомый по прошлому походу. Для истории сделали памятную фотографию из серии "n лет спустя".

Еще несколько нудных километров, и мы выехали на классическое распутье: налево пойдешь - в Новгород попадешь, направо пойдешь - в Юрьево найдешь. Поехали направо и на этот раз въехали в музей правильно, не под "кирпич", как в прошлый раз. Дорога здесь экстремально узкая, машины нудно ехали за нами, потому что обогнать было нереально. Последний раз такое наблюдалось в Литве.

На 71 километре мы въехали в Музей деревянного зодчества. Ура, у нас все получилось - 71 километр до обеда. Теперь можно было и расслабиться. Выпущенная на волю Даша резвилась как жеребенок, и ее можно было понять. Ведь это был и ее рекорд тоже: сидеть, спать, играть в велокресле на протяжении 70 километров с небольшими перерывами на поесть и побегать. В каждый домик она забегала раз по 10, причем внутренности ее не особо интересовали, ну разве что телеги. Обитатели музея особых перформансов на этот раз не устраивали, но очень обиделись, когда на муляж какой-то бабки Дашка радостно закричала: "Баба Яга!" Оказалось, что это просто бабушка Варвара, а вовсе не Баба Яга. Вообще Дашкино избирательное внимание им не понравилось: почему печку не посмотрели, почему колыбель не покачали. Хорошо хоть Даша молчала про змей и про пиво. Хотя я после Дашкиного рождения пиво вообще не пью, Дашка любит громко-громко крикнуть: "Пива хочу!".

Восторг вызвали деревянные лесенки в домиках и возможность побегать по второму этажу по кругу - это продолжалось практически бесконечно. Велородители не выдержали первыми и жалобно предложили сходить в кафе поесть. Надо сказать, что в кафе единственно стоящее - это медовуха, она реально вкусная, все остальное оставляло желать лучшего. Мы, впрочем, все равно поели, а Дашка даже выпросила глоток медовухи.

Лениво выдвинулись в Новгород - спешить больше было некуда. Отъехать от Новгорода до стоянки мы с учетом захода солнца всегда успеем, теперь можно было насладиться. Я хотела показать Велопапе бывший новгородский аэропорт, который мы видели в прошлый раз, но - не удалось. Его остатки уже разобрали, и здесь вовсю идет строительство развлекательного центра. Жизнь идет своим чередом.

По дороге в Новгород Даша сладко заснула. Мы же проехались по набережной, покатались вокруг Кремля, нашли выезд из города, наметили развлекательную программу для Даши. Наконец, на Софийском соборе Даша проснулась. Это мы отметили воздушным шариком и поехали на песчаный пляж, что прямо под стенами Кремля. Даша бегала по кучам песка, каталась с горки прямо в песок, отбирала у местных детишек игрушки, но к воде подходить не хотела. И правильно делала - вода была очень холодная. Я, конечно, ноги в Волхове омыла, но поспешила погреться на песочке.

После неторопливого расслабляющего созерцания речных красот мы неспешно отправились на выезд. Ехать нам предстояло по М10. На этом участке пути дорога ничем не напоминала загруженную магистраль, по бокам тянулись очередные болота, каналы, речушки: Около девяти часов приехали в Мшагу. Я таким образом побила свой личный рекорд - 111км за день, с грузом и Дашей. Правда, день длинный.

Вместо того, чтобы двинуть по дороге на Пролетарий, мы почему-то свернули по указателю Москва в надежде найти лесную просеку, указанную на карте. Поскольку ехать уже совсем не хотелось, спустились прямо с дороги и нашли одно-единственное сухое место для палатки. Там и остались. Количество комаров здесь превосходило все мыслимые ожидания. Поэтому быстро поставили палатку (Даша принимала деятельное участие, разумеется), и все остальное делали уже внутри, оставив комарих жужжать от недовольства снаружи. Даша устроила забавнейшие игрища с воздушным шариком в палатке.

Да, сегодняшний день принес чувство удовлетворения: проехали все по плану, все посмотрели, насладились красотой, которую теперь останется только медленно переваривать, как и праздничный ужин. Как бы дальше не сложился поход, уже можно было сказать, что он удался!

14 июня 2008 года. Мшага - Белая Гора - Бронница - Пролетарий - Подлитовье - Сучки - Ивашово (71км).

После тяжелого дня дали себе поспать, выехали только в 11 утра. Конечно, комариная ночевка дала о себе знать - в какой-то момент пришлось использовать Москитол, потому что Даша еще не очень научилась отмахиваться от комаров. Но это было не самое плохое в это солнечное утро, в которое Gismeteo обещал круглосуточный дождь. Как только мы выехали за поворот, М10 превратилась в одну узкую полосу без обочины, потому что там был ремонт. Теперь ехать было не просто опасно, а очень опасно. Видимо, поэтому мы автоматически увеличили скорость и пытались ехать максимально быстро в надежде, что тем скорее мы проедем этот отвратительный участок. Надо сказать, что ни одна фура не отважилась нас обогнать, за что я их поминаю с благодарностью - они тоже ехали со скоростью 20км/ч, пока не представлялся случай основательно выехать на встречку. Тут, конечно, было о чем мне задуматься, но я даже пересказывать свои мысли здесь не хочу, оставим их для моего личного пользования.

После моста через очередную речушку мы воспользовались первой же возможностью, чтобы съехать с этой адской дороги, на которой, кстати, очень пригодились очки, без них все глаза бы мне засыпало песком.

Свернули мы на отличную дорогу в районе Белой Горы. Эта дорога привела нас в Бронницу и Пролетарий, где мы основательно закупились, ибо знали, что магазинов больше на пути нам не встретится. Пролетарий оказался на удивление большим городком, где можно было бы даже пообедать в ресторане. Но у нас сегодня была запланирован полевой обед с супом и игрищами на свежем воздухе, поэтому мы этой возможностью не соблазнились. После Пролетария ехать было тяжело, в лицо дул ветер, а впереди виднелась все та же М10. Как оказалось, несмотря на то, что мы прилично проехали вдоль нее, ремонт все еще не закончился. Впрочем, здесь проехать нам надо было около 8 километров, что показалось нам не так уж много. А уж когда ремонт закончился, мы покатили по новенькой широкой дороге, и вскоре доехали до того самого указателя на Старую Руссу. Какое это было облегчение! Пустой асфальт и свежий воздух. Мы договорились проехать еще десяточку и встать на обед. Но наши планы были нарушены - у Велопапы опять прокололось колесо. Поэтому на обед встали прямо у поворота, на симпатичной лужайке.

Даша резвилась с мячиком, пока Велопапа менял камеру и обнаружил, что покрышка имеет все шансы не дожить до Старой Руссы, а я занималась супом и салатом. Мы даже успели немножко позагорать, когда Gismeteo неожиданно напомнил о себе грозными тучами, которые заволокли небо. Мы поспешили сворачиваться и ехать до Сучков, чтобы успеть до дождя.

Тут произошел забавный педагогический казус. Мы не могли найти мячик и стали приставать к Даше с вопросами: "Куда ты мячик бросила?" Даша несколько раз показала на мою сумку, прикрепленную на багажнике. Мы от нее отмахнулись, дескать, это он был в сумке, а где же теперь? Дружно лазили в траве в поисках маленького мячика, пока не махнули рукой - ну ладно, оставим здесь на память, найдет кто-то, будет радость. Подошла я к своей сумке, чтобы складывать остальные вещи, и первое, что я там увидела, это был, конечно же, мячик. Мы долго смеялись: вот же вредные родители, ребенок все это время нам честно говорил, куда положил мячик, а мы продолжали спрашивать: Мы, видимо, не заметили, как Дашка все же выросла, уже сама может расстегнуть молнию, положить мячик и закрыть как было! Полтора года Монтессори даром не прошло!

С таким настроем выехали на дорогу и покатили вперед. По плану нам предстояло проехать 40км до Сучков. Тучи, тем временем, рассосались, дорога баловала спусками-подъемами и прекрасными видами. Видимо, радовала не нас одних, потому что нам встали встречаться бегуны. Да-да, настоящие бегуны, правда, все больше зрелого возраста. Бежали они в противоположном направлении, и нам было не так одиноко на пустынной дороге. Кто-то даже попытался что-то меня спросить, но пока я разобрала конец фразы "...далеко еще?" отвечать было уже бессмысленно.

Дорога становилась местами похуже, но велосипед проезжал по ней без особых проблем. На очередной остановке увидели аиста и побежали фотографироваться.

Не меньший восторг вызвал у нас и такой знак:

Вот где замечательный маршрут: отличная дорога, а до ближайшей цивилизации еще 60км! На самом деле это не совсем так, но все равно чувство затерянности ощущать было приятно.

Чем больше мы приближались к деревне Сучки - месту очередной ночевки,- тем больше там становилось болот. Возле деревни Бор были такие симпатичные места для ночлега, но становиться было еще категорически рано. Пришлось проехать за Сучки, но ничего дельного не нашлось. Все сосняки стояли в болотах. Наконец за деревней Ивашово нашли грунтовку направо, которая вела к мемориалу ВОВ и далее уходила в лес. Съехали с нее и встали у леса. Судя по количеству комаров, раньше это было болотом, но сейчас здесь вполне сухо. Чтобы нам было веселее, к комарам здесь добавились болотные мошки, которые спокойно пролезали через сетку в палатке. Впрочем, заметили мы это только под утро. Ночью нас больше беспокоил дождь, отчаянно барабанивший по палатке. Мы с Велопапой вспоминали наш поход по Крыму, когда после отличного ливня палатка жестко протекла, и мне пришлось кантоваться в углу палатки, вытирая лужи чехлом от велосипеда. Такой участи на этот раз нам не хотелось, потому мы периодически просыпались и щупали стенки палатки. Но наша старенькая палатка "домиком" показала себя с самой лучшей стороны. Дождь, который периодически переходил в ливень и назад всю ночь, внутрь палатки так и не попал.

К сожалению, все ночевки на маршруте были не очень удачными, посему порезвиться на природе Дашке никак не удавалось. Местность здесь всюду болотистая, а где не болотистая, там нет леса.

15 июня 2008 года. Ивашово - Мануйлово - Парфино - Старая Русса (40км+5км по городу)

На утро дождь перестал и мы, не торопясь, выехали на шоссе, чтобы завершить наше путешествие в Старой Руссе. Судя по километражу, мы успевали в любом случае, но нас ведь ждала дорога в 500км на машине...

За поворотом, на развилке Пола - Старая Русса, дорога превратилась в сплошные колдобины, которые приходилось объезжать по обочине, так что асфальтом это можно было назвать с натяжкой. То ли из-за этого, то ли из-за того, что это был последний день похода, ехалось тяжело. Умиление вызывали машины, которым тоже приходилось выезжать на обочину или же пролетать над выбоинами на скорости 150км/ч. Последних, правда, было значительно меньше.

Ближе к Парфино шел ремонт дороги, но в отличие от Турции, после ремонта дорога не сильно отличалась от своего прежнего состояния. Ремонт заключался в том, чтобы залатать выбоины и присыпать дорогу мелкой галькой или как это называется правильно.

Часто останавливались, долго наслаждались шикарными видами на реку Полу, потом нехотя ехали дальше. В Парфино останавливаться не стали, Старая Русса была уже совсем близко. Последние километры лично я уже просто заставляла себя крутить педали, а Даша требовала "в кафе"!

В какой-то момент указатели увеличили расстояние до Старой Руссы на 5км, видимо, ведя отсчет до несуществующего центра. Наконец-то мы увидели автостоянку. По большому счету, здесь поход и закончился - мы замкнули кольцо. Мы еще покрутили немного по городу, пообедали в кафе "Сказка" и поспешили в Москву.

Что ж, мне поход очень понравился, несмотря на однообразие дороги. Даше, ради которой все и затевалось, вроде бы тоже. Хотя когда мы к ней начали приставать с вопросами "Что тебе больше всего понравилось?", она твердо ответила: "Комары!" Да, комары на этот раз поражали воображение, это точно. Впрочем, "домики", т.е. Музей деревянного зодчества, она тоже часто вспоминала и требовала еще и еще. И фонтан в Коростыни тоже.

Две вещи омрачали пройденный маршрут: М10 и неудачные ночевки.

Ну а самый главный итог для меня, конечно, то, что Даша стала заметно меньше заикаться (ну или правильно - запинаться). Да, с логикой я знакома и понимаю, что это вполне может быть совпадением, но моя интуиция подсказывает мне, что совпадение это лишь до определенной степени.