НовостиАнглийскийСоло на клавиатуреКларнетВелосипедЧитальня

Детские велопоходы
  Как организовать детский велопоход?
  Как сделать детский велопоход интересным?

ПВД
  ПВД Бутово - Дубровицы
  ПВД Сергиев Посад - Абрамцево - Ашукино
  ПВД Клин - Фроловское - Рахманово - Соколово - Крюково
  ПВД Балабаново - Боровск - Маламахово - Секирино - Верея - Можайск.
  ПВД Берендеево - Переславль Залесский - Купанское - Нагорье - Лось - Талдом.
  Велопоход Поленово-Ясная Поляна

окончание (часть 10)
  Велопоход Петербург
  Велопоход Великий Новгород
  Золотая сережка: Углич - Мышкин - Ярославль - Ростов Великий - Ярославль.
  Переславль Залесский - Купанское - Купань - Студенец - Горки - Троицкое -Ягренево - Городище - Переславль Залесский (108км)
  К Чертову Городищу
  Велопоход Старая Русса - Коростынь - Шимск - Юрьево - Великий Новгород - Пролетарий - Подлитовье - Старая Русса (283км).

Походы по СНГ
  Можно ли ехать на велосипеде в Крым в августе? (Феодосия - Коктебель - Судак - Новый Свет - Феодосия)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 1)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 2)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 3)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 4)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 5)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 6)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 7)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 8)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 9)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 10)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 11)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 12)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 13)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 14)
  Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 15)

Зарубежные походы
  Европа с велосипеда
   Fragola fresca! (свежая клубника)
  Велопоход по Эстонии или Убежать от весны (часть 1).
   продолжение (часть 2).
  Велопоход в Польшу (часть 1)
  Велопоход в Польшу (часть 2)
  Велопоход в Польшу (часть 3)
  Велопоход в Польшу (часть 4)
  Велопоход в Польшу (часть 5)

Разное
  Мои регалии
  Из неопубликованного: С чего начать?

1-3 мая 2008 года

В Переславле мы были уже не один раз, но каждый раз там остается что-то, что заставляет вновь прокладывать туда маршрут. На этот раз помимо прочего у нас подобралась еще и настоящая походная компания, что делало наш поход не только детским, но и просто полноценным велопоходом. Для 24-часовой мамы это было просто событием - можно поговорить о походах, снаряжении, лисицах, дорогах, наконец.

К сожалению, компания по ряду причин отвергла придуманный мною маршрут (который мы непременно как-нибудь пройдем): Переславль - Купанское - Ур. Серов - Федосово - Копнино - Купань - Криушино - Никитская Слобода - Переславль, побоявшись грунтовки в охотхозяйстве, и выбрала другой маршрут.

Добраться до Переславля 1го мая на машине - задача непростая, как бы рано мы ни решили выехать. Увы, до Посада мы стояли в одной большой пробке. В Переславле мы были только к 13 часам. Машину оставили у Юрия Тарасовича, который сдает желающим свой коттедж. Коттедж нам был не нужен, а вот место для нашей машины пришлось очень кстати. Семейство Юрия Тарасовича поохало при виде Даши и наших намерений ночевать в палатке и честно предупредило, что "у нас пошел ярославский клещ". Натянув на Дашу кепку поглубже, мы тронулись в путь. Проехав через монастырь, спустились на дорогу, ведущую к Ботику Петра Первого. По дороге зарулили в забавное место, которого не было в наше прошлое посещение Переславля, - Музей чайника.

Поскольку трудно представить себе семью, в которой бы ни было ни одного чайника, можно сказать, что сей предмет безусловно заслуживает своего музея. Домик, где он располагается, расписан забавными надписями из серии: "Мешай отдых с безделием". Внутри, как и положено, много-много чайников и других предметов быта, отдаленно с ними связанных: мухоловки, кофемолки, пробковыниматели и проч. На Дашу чайники особого впечатления не произвели, а вот на меня произвело впечатление то, что Даша внимательнейшим образом прослушала экскурсию.

Ботик Даша не очень оценила, а вот подъем на холм, где он находится, нам очень понравился, и уходить оттуда никак не хотелось. Помыли руки в Плещеевом озере, вода оказалась холодной и неприветливой. Ребенок требовал полноценного обеда, а возле Ботика что-нибудь поесть оказалось не таким простым делом, поэтому пришлось ехать назад в Переславль, где мы плодотворно пообедали, закупили необходимое для ночевки и бодро покрутили в сторону Купанского.

Время стремительно приближалось к восьми, поэтому за поворотом на Первушино свернули на соблазнительную грунтовку в надежде встать где-нибудь в сосенках. Все заманчивые места были уже заняты местными, поэтому мы решили забуриться туда, куда машина не проедет. Обычная машина. Переезжая болотообразный холмик, мы радостно сказали: "Машина сюда точно не пройдет! Разве что только УАЗик". И мы оказались правы. Ночью мимо нас проехало как минимум два УАЗика.

Встали чуть в стороне от грунтовки у самого озера, на сухой площадке, так, чтобы с дороги нас было не особо видно. Поскольку находились мы на территории заповедника, костер разжигать не стали, воспользовались горелкой. После ужина Даша сама попросилась спать - сегодня она много бегала-ходила.

Помимо приехавших на озеро рыбаков со своими пьяными разборками, ночью нас ждало еще одно приключение. Когда птицы уже смолкли, т.е. часа в два, мы ясно услышали, что вокруг палатки кто-то ходит. Поначалу мы предпочли не обращать на это внимания - может, собака рыбацкая. Но когда шелест становился все наглее и наглее, мы включили фонарик. Шелест сразу же прекратился. Стоило фонарик выключить, как кто-то начинал уже не просто ходить вокруг палатки, но пытаться забраться внутрь. Неудивительно, ведь под тентом у нас лежала еда - мы как-то расслабились и забыли про существование бурундуков и прочих обитателей заповедника. В какой-то момент зверек начал когтями царапать тент. Предложение дать зверьку что-нибудь поесть было напрочь отвергнуто: не зря же я в детстве любила рассказы Джека Лондона про волков и то, как они окружали испуганных путников, зажимая жертву в плотное кольцо. Да и в любом практикуме по переговорам это первая история, которую всегда красочно рассказывают "зеленым" переговорщикам: стоит бросить волку мяса, и он уже никогда не уйдет. На этом месте папа не выдержал и сказал фразу, после которой мне наконец-таки стало неуютно: "Ну не ружье же с собой возить!" В какой-то момент зверек начал просто ломиться в палатку, и папа доблестно держал оборону, пытаясь отпихнуть его назад (к фонарику зверек уже привык). По его словам, это было что-то большое и пушистое и совсем не похожее на собаку. Впрочем, на кабана тоже, что несколько успокаивало. Забрали всю еду в палатку, провели переговоры с соседней палаткой, немного успокоились, легли спать вместе с проснувшимися птицами.

Вскоре проснулась и Даша. Было полшестого, и после ночных баталий с пришельцами ужасно хотелось спать, но ребенок твердо скомандовал: "Хочу туда!" и показала на выход из палатки. Натянула на Дашу всю имеющуюся в наличии одежду, вышли освежиться. Какое было замечательное утро! Уже давно рассвело, болотце было в пушистой дымке. Даша подходила к каждой сосенке и бережно трогала ее иголочки, прыгала во мху без единого признака сонливости. Где-то там на озере просыпались рыбаки. Через часок мне удалось все же заманить Дашу обратно в палатку. Что она делала те два часа, пока я пыталась хоть немного выспаться, сказать не могу, но, видимо, скучать ей не пришлось - она добралась до фонарика.

Уже утром, когда мы почти снялись с лагеря, видели, как палаточников в привлекательных сосенках гоняли ребята в камуфляже за стоянку в заповеднике.

Выехали поздно, но успели немного отоспаться. До Купанского доехали быстро (12км). Оказалось, что дальше по дороге было множество шикарных мест для стоянки (попадались даже кемпинги). Из неприятностей - довольно сильный ветер, от которого, прежде всего, надо было защитить сидящую без движения Дашу. Впрочем, это ей не помешало крепко заснуть часа на два, конечно, перед самым музеем паровозов. Посмотреть музей самим и, не будя Дашу, поехать дальше на маршрут? Но ведь мы обещали Даше, что покажем ей паровозы. Мы, собственно, ради этого организовывали этот поход. Пришлось пожертвовать интересами группы и ждать пробуждения ребенка. Заняли очередь, чтобы покататься на дрезине, и когда перед нами оставалась всего одна группа желающих, Даша волшебным образом проснулась. Я ей быстренько показала паровозы, вагончики, мы с удовольствием походили по узкоколейке и взгромоздились на дрезину. Развлечение невероятно приятное и забавное. Папе, которому надо было этой дрезиной управлять, было не так забавно, ибо, чтобы привести ее в движение одному (я держала Дашу) да еще в гору, надо было прилагать немало усилий. А вокруг - красота и тишина! Как жаль, что узкоколейка здесь стала никому не нужна. Я помню свои детские воспоминания о "кукушке" где-то в Подмосковье, ах, как это было ярко и интересно! Живая игрушка, все настоящее и вроде как игрушечное, а уж название...

Как ни жалко было уводить Дашу от паровозов, но было уже два часа дня, а нам предстояло пройти неизвестный участок пути лесными дорогами. Закупились в Купанском (там были даже бананы!) и отправились в Купань. Изрядно поплутали, потому что дорога на карте была совсем не похожа на то, что мы увидели в действительности. Дело осложнялось еще и тем, что местные Купанское и Купань называют одинаково - Купань. Поэтому на наш вопрос "Как добраться в Купань?" удивленно отвечали: "Так вот же она!" Уже потом нам начертили на песке (которого здесь в избытке), как пробраться именно в ту Купань, которая нам была нужна. До нее ведет разбитая проселочная дорога, по которой главное не уехать на озеро, а вовремя свернуть налево. Быстро осмотрели Варварин родник, в очереди стоять не стали, но Дашке дали побегать и даже поползать. Увидев маленькую деревянную церковь, Даша бросилась к ней со словами: "Теремок!" Как могла, объяснила, что это особый теремок.

Дальше немного вернулись до церкви в Купани и свернули направо по лесной дороге, уходящей вверх в лес. Это отличная лесная дорога через заповедник, ехать по которой одно удовольствие. Наша цель - доехать по ней до села Студенец. Про это село местные говорят так: "Студенец, там света конец". Но тогда мы этого еще не знали, поэтому до первой развилки (свернули направо) ехали достаточно бодро. На второй развилке (свернули в сторону Студенца тоже направо) мы поняли, что выехали практически на "автобан"- широкую неукрепленную колею, местами в непроходимых лужах со множеством поваленных деревьев. По ней нам и предстояло добраться до "конца света". Нам повезло, что последний дождь прошел здесь, видимо, достаточно давно, иначе дорога бы представила бы нам гораздо больше трудностей.

По краям колеи стоял чудесный заповедный лес. Даше надоело сидеть в кресле, и она стала требовать, чтобы ее отстегнули. В свете непонятного участка пути делать незапланированную остановку было неразумно, поэтому настало время рассказать Даше о кикиморах, живущих в болотах. Это сработало очень даже неплохо. Даша "собирала" кикимор, считала их и "строила" для них домик, напрочь забыв о том, что не хотела ехать пристегнутой. Когда мы решили все-таки встать ,если не на обед, но хотя бы на привал, вдалеке показалась песочно-рыжая мордочка. К сожалению, фотика под рукой не было, а мордочка внимательно присмотрелась и бесшумно убежала прочь. Мы сразу же решили, что сегодня всю еду аккуратно уберем в каны и спрячем в палатке. Попив чайку, я удивленно сказала:

"Слушайте, а дорога где-то рядом. Слышите?" Действительно где-то вдалеке раздавался грохот какого-то транспортного средства. А дорога-то действительно автобан - по ней кто-то ехал.

На всякий случай узнали у водителя, можно ли на велике грядущий брод переехать. Он только рукой махнул, видимо, брод был не очень глубокий.

Дорога становилась все менее проходимой, но более живописной. Около восьми решили встать на стоянку, не дождавшись брода, ибо находились мы на возвышенности, а значит, было относительно сухо, чего нельзя сказать о дороге впереди, которая уходила стремительно вниз.

Стоянка была тихая и спокойная - никто нас не тревожил. В первый раз опробовали сушеные овощи, получилось очень даже интересно. Отныне всегда будем брать с собой в поход.

На утро неспеша скатились по лесной дороге и доехали до брода, около 5км. Теперь нам стало понятно, почему человек на бульдозере махнул рукой на наши опасения по поводу проходимости брода.

Места становились все более сухими и привлекательными, много отличных мест для стоянки, ельники, но достаточно близко к деревне. По дороге показали Даше настоящего ужа, но он почему-то впечатления не произвел, хотя Даша и потребовала "еще змею". Так мы узнали, как выглядит "конец света": разруха, затерянная в лесу и перемешанная с симпатичными отстраивающимися домиками. Впрочем, подозреваю, что после дождей добраться в Студенец действительно проблематично.

Еще через пару километров выехали на прекрасное шоссе. Прекрасное - это значит, что машины здесь появляются примерно раз в 20 минут, а по сторонам - отличные ельники, от которых тянет свежестью. Единственный минус заключался в достаточно ощутимом рельефе и ветре в лицо. Но все же 12 км показались вполне приятными и закончились выездом на М8 и обедом в кафе "У танка".

Езда по М8 с велокреслом - не самая лучшая идея, даже если проехать надо всего километров пять. Поэтому я их ехала исключительно по обочине, вспоминая, сколько аварий я видела именно с выездом (или вылетом?) машин на обочину. Мы хотели найти поворот на Милитино, чтобы уйти к озеру, но видимого поворота не оказалось, поэтому проехали до поворота на Городище (по указателю Пилорама). Оказалось, что это очень даже занимательный вариант. Дорога извилистая, пыльная, но заканчивалась потрясающим спуском к озеру, вид на которое заснять не представлялось возможным - настолько это было прекрасно. Справа Александровская горка, чуть дальше Синий камень, а еще дальше - родник св. Варвары, на который мы заезжали с другой стороны. Места здесь уникальные, притягательные, недаром здесь концентрация монастырей и церквей (или наоборот, уж не знаю). Посидели с Дашкой на Синем камне, помедитировали, пожалели, что времени было в обрез, и рванули в сторону Переславля на горку. Подъемчики были внушительные, но непродолжительные.

К 19 часам намотали 50 км и после продолжительных поисков коттеджа Юрия Тарасовича (даже адрес не спросили) нашли свою машину.

Самое главное, поход Даше понравился. Поначалу все требовала "еще в поход, прямо сейчас хочу". Ну что ж, все будет, это точно!