[an error occurred while processing this directive]

Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан)

День 14. Все хорошо, что хорошо кончается.

Ночью, часа в три, вагон начинает "колбасить". Его швыряет из стороны в сторону (машинист же знает, что людей нет), и он ездит туда-сюда по разным рельсам.

- А нас в Казахстан точно не увезут? - бормочем мы спросонья.

Просыпаемся в шесть утра. Проводница уже бодрствует.

- Мы в Бишкеке! - радостно говорит она.

И действительно: отстойник оказался прямо напротив вокзала Бишкека. Мы оплачиваем ночевку в вагоне и выгружаемся на вокзал. Несмотря на ранний час и воскресный день людей в городе очень много. Проезжаем по городу, мечтая где-нибудь попить горячего чая или поспать, но еще все закрыто. Осматриваем центр города.

Бишкек - город еще более советский, чем Прииссыккулье: безумные масштабы площадей и проспектов в сочетании с деревянными сараями и лошадьми. Около девяти часов наконец-то согреваемся чаем, заезжаем в местный ЦУМ, главным образом, чтобы посмотреть карты. Нам предлагают лишь какие-то план-схемы, а нормальной карты Кыргызстана так и не находится.

Площадь возле ЦУМа очень оживленная: здесь торгуют золотом, скупают золотые изделия и продают. Спрос огромный. Видимо, это неплохой способ заработать.

Рядом в кафе плотно завтракаем и потихоньку отправляемся в аэропорт Манас. Добираться до него надо через Ошский рынок и ул. Фучика, которая выводит на шоссе прямо до аэропорта (30км).

По дороге разъедаем очередной арбуз по цене 2,5 сома/кг. Самый маленький потянул на 4кг.

Наконец-то прибываем в аэропорт Манас. Несмотря на заверения кассирши в Москве, самолет отбывал по местному времени, а не по московскому. В кассе узнали, что за лишний вес помимо 25кг вместе с ручной кладью надо будет доплатить по 1% от стоимости билета. Перепаковываемся, но понимаем, что все равно лишний вес будет. И здесь работники аэропорта нам удивительно сочувствуют. Велосипеды в ручную кладь, да? Они ведь побьются. Но когда видят велосипеды, от этой идеи отказываются.

Мы решаем подстраховаться и разобрать велосипеды полностью (включая переключатель).

Оказывается, что дополнительно к стоимости билета надо заплатить сбор аэропорта $10, а также за вывозимую еду 65 сом. Мы вывозили мед, поэтому пришлось заплатить. Очень понравилось высказывание представителя санэпидемстанции:

- Имейте совесть. Я и так даже не смотрю, что вы там вывозите, а просто ставлю печать...

При оформлении билетов долго изучали нашу регистрацию, все оказалось ок. За дополнительный вес пришлось заплатить $12 на двоих ("Ребят, вы извините, но придется доплатить, я ничего не могу поделать", - долго извиняется сотрудник аэропорта).

Последние сомы тратим в Duty Free, загружаемся в древний Ту-154 и через 3ч. 50мин приземляемся (кстати, очень мягко) в Москве. Подсчитали общий километраж: 733 км.

Как оказалось, из Домодедово можно добраться до Павелецкого вокзала бесплатно на электричке (для тех, кто с посадочным талоном), что мы и делаем. Уезжаем на 10-часовой электричке (22.00).

На Павелецком вокзале начинается сбор велосипедов. Пустая платформа, почти ночь. Мишка кое-как прицепляет переключатели, чтобы можно было доехать 6км до дома. С соседней платформы нас окликают два "мента":

- Ребят, у вас проблемы?

С опаской объясняем, что проблем нет, просто велосипеды собираем. На всякий случай говорим, что мы местные, московские, чтобы не подумали чего...

Но они очень приветливо расспрашивают нас про путешествие, предлагают свою помощь.

Мы прибалдеваем.

- А что там проблем у вас не было?

- Нет, - поучительно говорим мы. - Там русских за своих считают!

Милиционеры желают нам счастливого пути. Видимо, когда возвращаешься из этой удивительной страны Кыргызстан, даже московская милиция становится добрее...

А из только что пришедшей электрички высыпает штук 20 велосипедистов и хохочут над нашими разобранными велосипедами. Они думают, что они очень круты, укатывая на своих велах...

Резюме и итоги:

Ехать вокруг Иссык-Куля без заезда в горы смысла не имеет. Местность позволяет совершать несложные вылазки в горы даже на груженых велосипедах, хотя сложные маршруты (перевалы) лучше проходить со специальным оборудованием и горным снаряжением.

Единственное, что бы я хотела изменить в нашем маршруте, это заехать на водопад Барскоон и Соленое озеро.

Перевалы Учкуйген и Кок-Бель очень рекомендуются к прохождению, ибо они несложны, но чрезвычайно приятны. После Григорьевки дорога возле Иссык-Куля не представляет никакого интереса. По сравнению с северным побережьем, южное представляет гораздо больший интерес для "дикого" туризма, по крайней мере, в ближайшие пять лет, пока его не успели "окультурить".

Очень хорошее впечатление оставила горная дорога Бар-Булак (поворот в горы за ним) - Боконбаево.

Интересные маршруты можно проложить в очень красивом Ошском районе.

Местных в Кыргызстане бояться ни в коем случае не следует: все относятся если не с энтузиазмом, то просто нейтрально-приветливо.

Лучшее время на Иссык-Куле - это август и сентябрь. Во-первых, все уже поспевает, во-вторых, озеро прогревается, а дождей меньше.

Проблем с едой не возникает: в Бишкеке, Боконбаево, Караколе, Ананьево можно купить практически все, в более мелких городах - самое основное (крупы, хлеб, овощи, чай). Еда в юртах и кафе очень дешевая, хотя и специфическая (на двоих очень сытный обед - 100 сом или $2,5). За две недели, включая регистрацию, ночевки в гостиницах и частных домах (3) и сборы аэропорта ($12+$12 за лишний вес), мы потратили $100 на человека.

По-русски говорят все; в горных селах его знают чуть хуже, но объясниться всегда можно. Русский язык в Кыргызстане является вторым государственным языком, он изучается в школах.

Регистрацию делать обязательно. Очень удобно прибегнуть к услугам турфирмы, например, мы остались очень довольны отношением и услугами фирмы "Продавец Приключений" (г. Бишкек, Чуйский проспект 125/12, т. +996 312 295 374 и +996 312 682 555, e-mail: saleman<собака>intranet.kg) http://seller-travel.narod.ru. Кстати, сайт их тоже достаточно информативен, есть карты и фотографии.

Отличную двухкилометровку 1995 года выпуска (250 сом) можно приобрести в Караколе в Tourist Information Centre (ул. Абдрахманова 130). Мы купили карту южного побережья Иссык-Куля и общую Прииссыкулья (если надо, могу дать посмотреть/отсканировать/отксерить, пишите).

Музей Пржевальского в г. Каракол работает с 9 до 17, включая выходные.

Дорога (туда поездом, обратно самолетом) нам обошлась в 7600 руб/чел.

Транспортировать велосипед самолетом оказалось чуть проще, чем мы думали. Необходимо его максимально разобрать, тщательно упаковать в чехол и все тяжелое (кроме железок) взять в ручную кладь. При необходимости надо будет заплатить 1% от стоимости билета за каждый лишний килограмм. Если не считать небольших царапин, велосипед не пострадал.

Расписание поезда Бишкек-2 - Рыбачье:

Бишкек-2 - Рыбачье - 4.47 (время московское)

Рыбачье - Бишкек-1 - 14.47 (время московское)

NB! На обратном пути в Бишкек имейте в виду, что Бишкек-2 не конечная! Спрашивайте проводников!

Пользоваться мобильной связью практически не получается: ни Би-лайн, ни МТС связи не обеспечивают. Исключение составляют только крупные города.

Вся информация верна на июль 2004 года.

Если Вы еще не были в Кыргызстане, обязательно поезжайте! Это запомнится на всю жизнь!