[an error occurred while processing this directive]

Как организовать детский велопоход?

(Из опыта веломамы).

Часть 1. Теория.

Когда-то давным-давно, в прошлой жизни, когда у меня еще не было ребенка и было много времени для путешествий, стояли мы на развалинах Помпеи, изнывали от неимоверной жары и спасались от нее зонтиками. На одном из псевдо-римских камней расположилась мамаша с двумя погодками мал мала меньше. Ее не смущали ни вопли малышей, ни палящее солнце, ни необходимость поменять подгузник, ни отсутствие помощников. Эта картинка произвела на меня чуть ли не большее впечатление, чем римские термы Помпеи. По моим тогдашним представлениям, рождение ребенка автоматически означало отказ не то, что от путешествий, но и от любой светской жизни.

По мере моего мамского развития я начинала понимать, что самое лучшее, что можно сделать для развития счастливого ребенка, это заниматься тем, что доставляет маме удовольствие, будь то сидение за компьютером или поход в ресторан, выход на работу или:велопоход. Ребенок должен видеть счастливую маму и впитывать умение быть счастливым с пеленок.

Поэтому на каком-то этапе у меня четко оформилась мысль свозить ребятенка и себя в велопоход. Самые демократичные (или просто вежливые?) называли меня "рисковой" мамашкой.

Купить велокресло и шлем оказалось проблемой вполне посильной, несмотря на удивительное нежелание продавцов признать тот факт, что весна вместе с велосезоном наступает в Москве если не в марте, то в апреле.

Вопрос детской ночевки в палатке меня смущал мало: со мной бывалый толстый спальник, пенки и проверенная палатка. Для пущей безопасности пришлось докупить самонадувающийся коврик и прихватить с собой дополнительный запас теплой одежды в виде зимнего мехового комбинезона.

Прогноз погоды на время планирования маршрута стал увлекательнее любого детектива. Например, я узнала, что корректируются долгосрочные прогнозы практически ежедневно, но только для больших городов. Иногда даже возникало подозрение, что корректируются они всегда в сторону наиболее пессимистического развития событий. За две недели до похода дождь предсказывали только в течение одного дня, за неделю - уже в течение двух, за два дня - в течение всего нашего пребывания в регионе. Температура падала примерно с аналогичной закономерностью. За день до похода мы перезванивались с предполагаемыми сообщниками и задавали друг другу один и тот же вопрос. Нет, не "ехать или не ехать?", а "брать с собой велосипеды или нет?".

Поскольку в программу тура входило посещение Валаама, мы проконсультировались у регулярной паломницы, можно ли туда на велосипедах и вообще. Паломница пришла в ужас и потратила около получаса, приводя аргументы в пользу того, что Валаам и велосипед - вещи несовместимые. Проявив завидную долю упрямства, мы решили велосипеды брать.

Следующей проблемой стал выбор маршрута.

Как ни крути, а составить интересный маршрут таким образом, чтобы доехать до начальной точки можно было с ребенком в велокресле и тяжелющим рюкзаком на папином багажнике (привычные методы вроде шоссе с интенсивным движением, МКАД, заброска на вокзалы, электрички как-то сразу отпали), не получалось никак. Поэтому пришлось смириться с мыслью осуществлять заброску с помощью машины. А, следовательно, и автовелобагажника, который был куплен в общем-то без проблем и без особых раздумий. Последнее оказалось явно зря.

Поскольку мы оказались привязанными к машине, пришлось рассматривать три варианта:

  1. Кольцевой маршрут
  2. Маршрут с заброской машины в конечную точку
  3. Радиальные вылазки из точки заброски

После оживленных обсуждений пришлось выбрать самый гибкий вариант - радиальные вылазки.

Таким образом, начальная точка маршрута перестала играть существенную роль, мы расслабились и позволили ей оказаться не где-нибудь, а за 1100 километров от Москвы - в городе Сортавала республики Карелия.

Раскрою мой личный секрет удачного похода. Надо всего лишь страстно влюбиться в предполагаемый маршрут. Влюбиться так, чтобы не задаваться вопросом: "А что, собственно, там делать?". Чтобы само название места вызывало благоговейный трепет, чтобы воображение рисовало неизвестные прелести, неизбежно перемежающиеся с трудностями, опасностями и радостью, что "мы смогли, мы сделали это". Поэтому, когда меня спрашивают, какой поход был самый лучший, я теряюсь. Я люблю их все, я была страстно влюблена в каждый маршрут, я никогда не разочаровывалась, даже если за манящим названием стояла всего лишь поляна одуванчиков.

Не знаю, получилось ли у меня высказать то, что когда-то сказал Илья Эренбург, но чуть о другом.
"Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал
Горячий ветер на щеке".

Часть 2. Практика.

На практике оказалось, что делать частые остановки не позволяет время и дождь, поэтому за 16 часов, проведенных в машине, было пропето 154 песенки, рассказано 29 потешек, заиграны все знакомые пальчиковые игры и разучено 1 новое слово, но очень твердо: "биби". Уже в Ленобласти дороги резко ухудшились, а когда мы въехали в Карелию - они еще и заметно опустели. По обе стороны дороги - сосновые леса и камни, а где-то там, в глубине, - восточный берег серой Ладоги. Потому что весь день (и прогноз тут не врал) шел дождь.

Дети вылезали из машин осторожно и, казалось, что каменистая красота их совершенно не трогает. Валяющиеся банки из-под пива во всяком случае их привлекали гораздо больше.

Хотя темнеет здесь уже намного позднее, чем в Москве (где-то около 23.00), надо было подумать о ночлеге. Критически осмотрев несколько возможных стоянок после Питкяранты, завязнув в раскисшей от дождя грязи и еле выбравшись оттуда на своих переднеприводных, мы решили все же доехать до Сортавалы и там встать в гостинице. Ночевка в гостинице Ладога нам обошлась в 800 рублей за 2местный номер с завтраком.

В гостинице мы оценили присутствие в походе не одного ребенка, а целых двух, да еще и как-никак родственников. Они таскали друг друга за руки, спускали друг друга с лестницы, не по-взрослому, а именно по-детски - спускали за ручку.

А мы в это время пытались выяснить, как можно в ближайшее время добраться на Валаам. Если учесть, что на дворе было 9 мая и найти трезвых жителей Сортавалы было не так и просто, неудивительно, что информация получалась несколько противоречивой. То "ракета" еще не ходит, то ходит, но не сегодня и не завтра, то ходит "туда", а вот обратно не ходит. Но Валаам же не космодром в конце концов, должны же они оттуда когда-нибудь выбираться. В общем, после разведывания информации собственно информации у нас стало еще меньше, чем когда мы читали интернет-отчеты. Как всегда в таких случаях бывает, нам подвернулся хорошо отпраздновавший 9 мая капитан суденышка, который был готов за небольшую плату (250 руб. с человека) подбросить нас на Валаам вместе с детьми, велосипедами и рюкзаками. А вот отвезти нас обратно и он не горел желанием. В крайнем случае, за 3000 рублей, только для нас по спеццене.

Посовещавшись, мы решили отчалить завтра за 250 рублей, и уже там решить на месте, как с острова выбираться. Это была самая теплая ночевка в походе.

2.1. Валаам

Машины с лишним грузом оставили на стоянке за 50 рублей в сутки.
Велосипеды пристроились на корме под непрекращающимся дождем, а мы с детьми и рюкзаками - в трюме вместе с другими пассажирами, которых набралось не так уж и мало. После отплытия один из местных бросил фразу про качку, но мы не придали ей значения. Где-то через час мы поняли, что это была совсем не шутка. Суденышко бросало так, что с полок слетали мягкие сидения, и даже сам капитан не мог ровненько пройтись по палубе (впрочем, тому могли быть и другие причины). Дети безмятежно спали, как будто их привычно укачивали в люльке. И только родители периодически вскарабкивались на палубу, чтобы проветриться и : Это продолжалось два с половиной часа.

Страшные и зеленые мы вылезли на берег. Дождь почти прекратился. Валаам жил своей жизнью и не обращал на нас никакого внимания. Мысль об обратной дороге приводила особо пострадавших в ужас. Попытки найти гостиницу к успеху не привели, поэтому мы кое-как собрались, взгромоздились на велосипеды и поехали по острову. Чистый влажный воздух быстро отрезвлял затуманенный качкой разум.

Несмотря на заверения паломницы (она, видимо, имела в виду территорию монастыря), трудно придумать дорогу, более подходящую для поездок на велосипеде: мягкая широкая дорога, по обеим сторонам чистый нетронутый лес. Дорога ведет к скитам, разбросанным по всему острову. Это была самая приятная часть путешествия.

Здесь все пронизано неповторимым духом, который можно почувствовать только в святых местах. Последний раз что-то подобное меня посетило в Абхазии. Величественная тишина, чистота и спокойствие. Наверное, вечность выглядит как-то так.

Надо сказать, я понимаю Путина, который решил отстроить здесь себе резиденцию. Узнали мы об этом странном факте от ребят, которые зачем-то усиленно искали стройку президентской резиденции. В поисках мы наткнулись на дорогу настоящих велосипедистов, но решили, что резиденция дальнейших поисков не стоит и предпочли ей велоскитания - от скита к скиту.

Ребенок по пути заснул. Немудрено - катались мы до 23.00. Пожалуй, в этом было самое неприятное - переодевать малышку на ночь в холоднющей палатке. На Валааме у нас была самая холодная ночевка за все время. По всей видимости, на улице был минус. По крайней мере в канистре с водой, оставленной на ночь, плавал лед. Я по наивности думала, что мы с ребенком обойдемся одним спальником на двоих, но очень быстро поняла, что это иллюзия. Пришлось закутать малыша в спальник, а самой довольствоваться курткой. Никогда я еще так сильно не ждала утреннего подъема! И твердила про себя: "Надо было купить еще один спальник, надо было купить еще один спальник!"



Погода с утра удивила - яркое голубое небо и солнце. Ехать в 8 утра на том же суденышке никому не хотелось, поэтому решили понадеяться на "ракету", которую якобы обещали в 10 утра. Увы, следующая была только в понедельник, когда мы уже должны быть в Москве. Как ни хотелось остаться здесь подольше, пришлось довольствоваться считанными часами.

В 10 часов действительно пришла "ракета" и домчала нас до Сортавалы за 40 минут без намека на качку. Да и какая там качка - на озере штиль и спокойствие.

2.2. В погоне за мрамором

Перепаковав вещи, мы решили на великах добраться до Рускеалы и мраморных каменоломен. Возможно, это не самый лучший маршрут, по крайней мере, что касается части пути до поворота в сторону финской границы (на Вяртсилу)- шоссе достаточно оживленное, зато имеется в наличии широкая обочина. Надо сказать, что редкий водитель или пешеход не оборачивался, чтобы посмотреть на детей в велокреслах, видимо, здесь это не слишком частое явление. Дорога большей частью идет в гору, поэтому зарядочка получилась неплохая, хотя и спуски тоже радовали. Максимальная скорость была 40 км/ч (ну это ту, которую я подсмотрела). Совесть, конечно, немного бастовала, но тут же вспоминала про детский шлем и немного успокаивалась. Солнце пекло не на шутку, хотя было градусов 10, не больше.

Самое большое неудобство путешествия с ребенком в велокресле - это вопрос "Как одеть?" Сам-то не замерзнешь, велосипедист сам себя греет, а вот ребенок получается укутанный, ибо не двигается да еще и ветром постоянно обдувается. А сверху припекается солнцем.

Когда детки сладко выспались, надо было подумать об обеде. Этот вопрос тоже в детском походе становится насущным. Если обычно мы следуем правилу: большая часть пути ДО обеда, то здесь это получается плохо - обед нужен обязательно, желательно полноценный и вовремя. Поэтому километров за 10 до конечной точки мы разыскали речушку и встали на обед. Дети с удовольствием начали резвиться и отрываться на своих естественных потребностях, не забывая, правда, активно помогать родителям разводить костер и варить суп. Хотя суп был нехитрым, улетел в момент - на детский аппетит никто не жаловался. Страшно сказать, но со всеми переодеваниями, поеданиями, играми обед занял часа 3, если не 4.

Зато катить дальше было явно веселее, да и спусков стало побольше. Хорошенько разогнавшись, нам пришлось притормозить.

Расположилось сие (вообще-то это рускеальский водопад) прямо у дороги, а рядом оборудована специально для туристов стоянка со всеми вытекающими последствиями в виде мусора и прочей безответственности. Больше всего меня поразило наличие песочницы (!). Жалко, детки после обеда спали и не смогли насладиться этим карельским чудом.

Мы понаблюдали отличный сплав катамаранщиков и тронулись дальше в путь, то бишь в затяжной подъем. Как раз на верхушке нас уже ждали. Плотненький майор попросил предъявить документы и сообщил, что мы находимся в пограничной зоне. Робкие просьбы и совсем не робкие детские крики не возымели действия на майора, который попросил нас убраться из пограничной зоны сию же минуту. Да, мраморные карьеры есть, но без пропуска туда ни-ни.

Мы бы, конечно, не были велосипедистами, если бы не попытались погранзону объехать. Правда, получилось у нас это весьма неудачно. Мы выехали прямиком на шоссе, где на этот раз нас поджидал кто-то чином пониже (я не разбираюсь совершенно, да и он вроде без погон был). Он радостно улыбнулся нашей попытке объезда и повторил просьбу майора. Заодно и объяснил, что нам просто не повезло. Получить пропуск - это формальность, если документы в порядке. Но сегодня пятница вечер, и никто нам не может подписать этот пропуск. Почему его не мог подписать майор, смотревший документы, непонятно. Или, наоборот, понятно.

В общем, на мрамор нам глянуть было не суждено. Пограничник посоветовал нам отъехать немного назад и встать в необычном месте - на бывшей электростанции. Мы поначалу ужаснулись, но потом поняли, что он хотел как лучше.

Итак, мы возвращались назад из Рускеалы и, проехав известный нам водопад, послушно нашли первый грунтовый поворот направо. Там нас ждал "джип" - видимо, место это популярное, кто бы мог подумать. Решили сходить на разведку, так как на машине проехать туда не представлялось возможным.

Место для стоянки там действительно отличное, но не для туристов с детьми. Что такое <электростанция>, мы оценили вполне:

Вокруг удивительно красивые, причудливые композиции из камней и сосен. Но можно себе только представить, как бы обрадовались дети такому раздолью, поэтому вариант ночевки в этом живописном месте мы сразу оставили. Дело было уже хорошо к вечеру, поэтому, поколесив вокруг, встали недалеко от просеки, то бишь где попало.

Эта ночевка тоже не порадовала теплом, но засыпать и просыпаться под шум водопада было приятно.

Позавтракав от души, мы пустились в обратный путь по совершенно пустому шоссе. Здесь малышка решила выразить свое "фе" по поводу шлема, что было ознаменовано знатной истерикой, которой пришлось уступить. Теперь роль шлема выполняла толстая шапка и капюшон, хотя солнце по-прежнему знатно палило.

Сделав по дороге пару вынужденных привалов, без приключений добрались назад. Всего за два дня проехали 80км. Надо сказать, что это вполне согласуется с моим первоначальным планом из расчета 40км в день. Видимо, сделать с детьми больше можно только после предварительных тренировок: и себя, и детей.

2.3 Назад в будущее

Не без удовольствия мы загрузились в машину и начали поиски стоянки, нашей последней стоянки в Карелии. Хотелось как-то реабилитироваться за последнюю неудачу с мрамором. Недалеко от Сортавалы есть замечательное место на берегу Ладоги, вполне пригодное для автотуристов.

Но опять же с детьми там стоять по понятным причинам не захотелось. Мы понаблюдали, как они носятся по камням, не обращая внимания на обрывы, расщелины и прочие препятствия и решили найти что-нибудь поспокойнее. Хотя стоянка очень романтичная, ничего не скажешь.

Где-то в районе Импилахти мы свернули с трассы в поисках ночлега на каком-нибудь симпатичном карельском озере. Местные рыбаки с удовольствием подсказали нам, где можно встать на ночлег, что мы и сделали.

Ночью, правда, кто-то из рыбаков все время буксовал в песке, но страшно почему-то не было ни секунды. Здесь все так спокойно и умиротворенно, что места для страха просто не остается.

Это была первая ночевка с машиной, а, следовательно, из запасников был вынут ребенкин зимний комбинезон и использован вместо спальника. Как мало надо для счастья! Как тепло было в спальнике!

На утро в качестве компенсации за ночное беспокойство мы получили по 7кг свежайшего окуня по 40 руб/кг. И несколько лениво двинулись в обратный путь. На этот раз мне пришлось больше сидеть за рулем, и я поняла, что более двух часов подряд на пятой передаче - это уже навык, который нужно отрабатывать.
В Старой Ладоге не удержались и сделали остановку на "побегать" в крепости. Крепость напомнила мне майский Изборск, жаль, времени на осмотр практически не было - просто пробежались по симпатичным закоулкам. Заглянули в восстанавливающийся монастырь. Женщина, продававшая пряники, умилялась: "Такой малыш, а уже в таких святых местах заряжается!"

На этой ноте наше путешествие практически и закончилось. Впереди была изнуряющая дорога в Москву с фурами, фурами, фурами и гаишниками, которые тормознули нас всего один раз, да и то просто проверить документы. Дети хорошо спали аж до самой Москвы, куда мы добрались к 3 ночи.

Ребенок был явно рад, что мы вернулись домой, к игрушкам. Но на вопрос "На чем мы ездили в Карелию?" твердо отвечает: "Биби!" Возвращаясь к фразе женщины из монастыря, наблюдая, как малыш вдруг сам начинает делать куличи, отказываться от коляски и по-взрослому исследовать мир, я склоняюсь к мысли, что, может, не такая уж я и "рисковая", а самая настоящая "правильная" мамашка?

Выводы

Для майского похода на север детское снаряжение должно обязательно включать в себя отдельный спальник.

Прогноз погоды - это не повод отказываться от возможности путешествия. Надо просто быть готовыми к непогоде. Готовность включает в себя и очень гибкий маршрут, который может быть скорректирован при необходимости. Поскольку прогноз отражает пессимистический прогноз событий, вполне возможно, что природа окажется более оптимистически настроенной.

Маршрут должен обязательно предусматривать стоянки на обед, это время нельзя считать потерянным, надо научиться им наслаждаться не менее, чем самим походом.

Детской одежды в походе много не бывает.

Соблюдать детскую гигиену в походе зачастую бывает очень тяжело, но это вопрос практики и сноровки.

Не каждая хорошая стоянка хороша для детского лагеря.

Главное - хотеть получить удовольствие от похода, и тогда ничто никогда не омрачит путешествия.