Детские велопоходы Как организовать детский велопоход? Как сделать детский велопоход интересным? ПВД ПВД Бутово - Дубровицы ПВД Сергиев Посад - Абрамцево - Ашукино ПВД Клин - Фроловское - Рахманово - Соколово - Крюково ПВД Балабаново - Боровск - Маламахово - Секирино - Верея - Можайск. ПВД Берендеево - Переславль Залесский - Купанское - Нагорье - Лось - Талдом. Велопоход Поленово-Ясная Поляна Велопоход Кубинка - Бородино Походы по России Велопоход Псков-Печоры-Изборск-Пушкинские горы-Великие Луки продолжение (часть 2) продолжение (часть 3) продолжение (часть 4) продолжение (часть 5) продолжение (часть 6) продолжение (часть 7) продолжение (часть 8) продолжение (часть 9) окончание (часть 10) Велопоход Петербург Велопоход Великий Новгород Золотая сережка: Углич - Мышкин - Ярославль - Ростов Великий - Ярославль. Переславль Залесский - Купанское - Купань - Студенец - Горки - Троицкое -Ягренево - Городище - Переславль Залесский (108км) К Чертову Городищу Велопоход Старая Русса - Коростынь - Шимск - Юрьево - Великий Новгород - Пролетарий - Подлитовье - Старая Русса (283км). Походы по СНГ Можно ли ехать на велосипеде в Крым в августе? (Феодосия - Коктебель - Судак - Новый Свет - Феодосия) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 1) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 2) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 3) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 4) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 5) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 6) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 7) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 8) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 9) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 10) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 11) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 12) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 13) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 14) Авантуристы (Путешествие в Кыргызстан) (часть 15) Зарубежные походы Европа с велосипеда Fragola fresca! (свежая клубника) Велопоход по Эстонии или Убежать от весны (часть 1). продолжение (часть 2). Велопоход в Польшу (часть 1) Велопоход в Польшу (часть 2) Велопоход в Польшу (часть 3) Велопоход в Польшу (часть 4) Велопоход в Польшу (часть 5) Разное Мои регалии Из неопубликованного: С чего начать? |
Как организовать детский велопоход?(Из опыта веломамы). Часть 1. Теория.Когда-то давным-давно, в прошлой жизни, когда у меня еще не было ребенка и было много времени для путешествий, стояли мы на развалинах Помпеи, изнывали от неимоверной жары и спасались от нее зонтиками. На одном из псевдо-римских камней расположилась мамаша с двумя погодками мал мала меньше. Ее не смущали ни вопли малышей, ни палящее солнце, ни необходимость поменять подгузник, ни отсутствие помощников. Эта картинка произвела на меня чуть ли не большее впечатление, чем римские термы Помпеи. По моим тогдашним представлениям, рождение ребенка автоматически означало отказ не то, что от путешествий, но и от любой светской жизни. По мере моего мамского развития я начинала понимать, что самое лучшее, что можно сделать для развития счастливого ребенка, это заниматься тем, что доставляет маме удовольствие, будь то сидение за компьютером или поход в ресторан, выход на работу или:велопоход. Ребенок должен видеть счастливую маму и впитывать умение быть счастливым с пеленок. Поэтому на каком-то этапе у меня четко оформилась мысль свозить ребятенка и себя в велопоход. Самые демократичные (или просто вежливые?) называли меня "рисковой" мамашкой.
Вопрос детской ночевки в палатке меня смущал мало: со мной бывалый толстый спальник, пенки и проверенная палатка. Для пущей безопасности пришлось докупить самонадувающийся коврик и прихватить с собой дополнительный запас теплой одежды в виде зимнего мехового комбинезона. Прогноз погоды на время планирования маршрута стал увлекательнее любого детектива. Например, я узнала, что корректируются долгосрочные прогнозы практически ежедневно, но только для больших городов. Иногда даже возникало подозрение, что корректируются они всегда в сторону наиболее пессимистического развития событий. За две недели до похода дождь предсказывали только в течение одного дня, за неделю - уже в течение двух, за два дня - в течение всего нашего пребывания в регионе. Температура падала примерно с аналогичной закономерностью. За день до похода мы перезванивались с предполагаемыми сообщниками и задавали друг другу один и тот же вопрос. Нет, не "ехать или не ехать?", а "брать с собой велосипеды или нет?". Поскольку в программу тура входило посещение Валаама, мы проконсультировались у регулярной паломницы, можно ли туда на велосипедах и вообще. Паломница пришла в ужас и потратила около получаса, приводя аргументы в пользу того, что Валаам и велосипед - вещи несовместимые. Проявив завидную долю упрямства, мы решили велосипеды брать. Следующей проблемой стал выбор маршрута. Как ни крути, а составить интересный маршрут таким образом, чтобы доехать до начальной точки можно было с ребенком в велокресле и тяжелющим рюкзаком на папином багажнике (привычные методы вроде шоссе с интенсивным движением, МКАД, заброска на вокзалы, электрички как-то сразу отпали), не получалось никак. Поэтому пришлось смириться с мыслью осуществлять заброску с помощью машины. А, следовательно, и автовелобагажника, который был куплен в общем-то без проблем и без особых раздумий. Последнее оказалось явно зря.
Таким образом, начальная точка маршрута перестала играть существенную роль, мы расслабились и позволили ей оказаться не где-нибудь, а за 1100 километров от Москвы - в городе Сортавала республики Карелия. Раскрою мой личный секрет удачного похода. Надо всего лишь страстно влюбиться в предполагаемый маршрут. Влюбиться так, чтобы не задаваться вопросом: "А что, собственно, там делать?". Чтобы само название места вызывало благоговейный трепет, чтобы воображение рисовало неизвестные прелести, неизбежно перемежающиеся с трудностями, опасностями и радостью, что "мы смогли, мы сделали это". Поэтому, когда меня спрашивают, какой поход был самый лучший, я теряюсь. Я люблю их все, я была страстно влюблена в каждый маршрут, я никогда не разочаровывалась, даже если за манящим названием стояла всего лишь поляна одуванчиков. Не знаю, получилось ли у меня высказать то, что когда-то сказал Илья Эренбург, но чуть о другом.
Часть 2. Практика.На практике оказалось, что делать частые остановки не позволяет время и дождь, поэтому за 16 часов, проведенных в машине, было пропето 154 песенки, рассказано 29 потешек, заиграны все знакомые пальчиковые игры и разучено 1 новое слово, но очень твердо: "биби". Уже в Ленобласти дороги резко ухудшились, а когда мы въехали в Карелию - они еще и заметно опустели. По обе стороны дороги - сосновые леса и камни, а где-то там, в глубине, - восточный берег серой Ладоги. Потому что весь день (и прогноз тут не врал) шел дождь.
Хотя темнеет здесь уже намного позднее, чем в Москве (где-то около 23.00), надо было подумать о ночлеге. Критически осмотрев несколько возможных стоянок после Питкяранты, завязнув в раскисшей от дождя грязи и еле выбравшись оттуда на своих переднеприводных, мы решили все же доехать до Сортавалы и там встать в гостинице. Ночевка в гостинице Ладога нам обошлась в 800 рублей за 2местный номер с завтраком. В гостинице мы оценили присутствие в походе не одного ребенка, а целых двух, да еще и как-никак родственников. Они таскали друг друга за руки, спускали друг друга с лестницы, не по-взрослому, а именно по-детски - спускали за ручку. А мы в это время пытались выяснить, как можно в ближайшее время добраться на Валаам. Если учесть, что на дворе было 9 мая и найти трезвых жителей Сортавалы было не так и просто, неудивительно, что информация получалась несколько противоречивой. То "ракета" еще не ходит, то ходит, но не сегодня и не завтра, то ходит "туда", а вот обратно не ходит. Но Валаам же не космодром в конце концов, должны же они оттуда когда-нибудь выбираться. В общем, после разведывания информации собственно информации у нас стало еще меньше, чем когда мы читали интернет-отчеты. Как всегда в таких случаях бывает, нам подвернулся хорошо отпраздновавший 9 мая капитан суденышка, который был готов за небольшую плату (250 руб. с человека) подбросить нас на Валаам вместе с детьми, велосипедами и рюкзаками. А вот отвезти нас обратно и он не горел желанием. В крайнем случае, за 3000 рублей, только для нас по спеццене. Посовещавшись, мы решили отчалить завтра за 250 рублей, и уже там решить на месте, как с острова выбираться. Это была самая теплая ночевка в походе. 2.1. Валаам
Страшные и зеленые мы вылезли на берег. Дождь почти прекратился. Валаам жил своей жизнью и не обращал на нас никакого внимания. Мысль об обратной дороге приводила особо пострадавших в ужас. Попытки найти гостиницу к успеху не привели, поэтому мы кое-как собрались, взгромоздились на велосипеды и поехали по острову. Чистый влажный воздух быстро отрезвлял затуманенный качкой разум.
2.2. В погоне за мраморомПерепаковав вещи, мы решили на великах добраться до Рускеалы и мраморных каменоломен. Возможно, это не самый лучший маршрут, по крайней мере, что касается части пути до поворота в сторону финской границы (на Вяртсилу)- шоссе достаточно оживленное, зато имеется в наличии широкая обочина. Надо сказать, что редкий водитель или пешеход не оборачивался, чтобы посмотреть на детей в велокреслах, видимо, здесь это не слишком частое явление. Дорога большей частью идет в гору, поэтому зарядочка получилась неплохая, хотя и спуски тоже радовали. Максимальная скорость была 40 км/ч (ну это ту, которую я подсмотрела). Совесть, конечно, немного бастовала, но тут же вспоминала про детский шлем и немного успокаивалась. Солнце пекло не на шутку, хотя было градусов 10, не больше. Самое большое неудобство путешествия с ребенком в велокресле - это вопрос "Как одеть?" Сам-то не замерзнешь, велосипедист сам себя греет, а вот ребенок получается укутанный, ибо не двигается да еще и ветром постоянно обдувается. А сверху припекается солнцем.
Зато катить дальше было явно веселее, да и спусков стало побольше. Хорошенько разогнавшись, нам пришлось притормозить.
Мы понаблюдали отличный сплав катамаранщиков и тронулись дальше в путь, то бишь в затяжной подъем. Как раз на верхушке нас уже ждали. Плотненький майор попросил предъявить документы и сообщил, что мы находимся в пограничной зоне. Робкие просьбы и совсем не робкие детские крики не возымели действия на майора, который попросил нас убраться из пограничной зоны сию же минуту. Да, мраморные карьеры есть, но без пропуска туда ни-ни. Мы бы, конечно, не были велосипедистами, если бы не попытались погранзону объехать. Правда, получилось у нас это весьма неудачно. Мы выехали прямиком на шоссе, где на этот раз нас поджидал кто-то чином пониже (я не разбираюсь совершенно, да и он вроде без погон был). Он радостно улыбнулся нашей попытке объезда и повторил просьбу майора. Заодно и объяснил, что нам просто не повезло. Получить пропуск - это формальность, если документы в порядке. Но сегодня пятница вечер, и никто нам не может подписать этот пропуск. Почему его не мог подписать майор, смотревший документы, непонятно. Или, наоборот, понятно. В общем, на мрамор нам глянуть было не суждено. Пограничник посоветовал нам отъехать немного назад и встать в необычном месте - на бывшей электростанции. Мы поначалу ужаснулись, но потом поняли, что он хотел как лучше. Итак, мы возвращались назад из Рускеалы и, проехав известный нам водопад, послушно нашли первый грунтовый поворот направо. Там нас ждал "джип" - видимо, место это популярное, кто бы мог подумать. Решили сходить на разведку, так как на машине проехать туда не представлялось возможным. Место для стоянки там действительно отличное, но не для туристов с детьми. Что такое <электростанция>, мы оценили вполне:
Эта ночевка тоже не порадовала теплом, но засыпать и просыпаться под шум водопада было приятно. Позавтракав от души, мы пустились в обратный путь по совершенно пустому шоссе. Здесь малышка решила выразить свое "фе" по поводу шлема, что было ознаменовано знатной истерикой, которой пришлось уступить. Теперь роль шлема выполняла толстая шапка и капюшон, хотя солнце по-прежнему знатно палило. Сделав по дороге пару вынужденных привалов, без приключений добрались назад. Всего за два дня проехали 80км. Надо сказать, что это вполне согласуется с моим первоначальным планом из расчета 40км в день. Видимо, сделать с детьми больше можно только после предварительных тренировок: и себя, и детей. 2.3 Назад в будущее
Но опять же с детьми там стоять по понятным причинам не захотелось. Мы понаблюдали, как они носятся по камням, не обращая внимания на обрывы, расщелины и прочие препятствия и решили найти что-нибудь поспокойнее. Хотя стоянка очень романтичная, ничего не скажешь. Где-то в районе Импилахти мы свернули с трассы в поисках ночлега на каком-нибудь симпатичном карельском озере. Местные рыбаки с удовольствием подсказали нам, где можно встать на ночлег, что мы и сделали.
Это была первая ночевка с машиной, а, следовательно, из запасников был вынут ребенкин зимний комбинезон и использован вместо спальника. Как мало надо для счастья! Как тепло было в спальнике! На утро в качестве компенсации за ночное беспокойство мы получили по 7кг свежайшего окуня по 40 руб/кг. И несколько лениво двинулись в обратный путь. На этот раз мне пришлось больше сидеть за рулем, и я поняла, что более двух часов подряд на пятой передаче - это уже навык, который нужно отрабатывать.
ВыводыДля майского похода на север детское снаряжение должно обязательно включать в себя отдельный спальник. Прогноз погоды - это не повод отказываться от возможности путешествия. Надо просто быть готовыми к непогоде. Готовность включает в себя и очень гибкий маршрут, который может быть скорректирован при необходимости. Поскольку прогноз отражает пессимистический прогноз событий, вполне возможно, что природа окажется более оптимистически настроенной. Маршрут должен обязательно предусматривать стоянки на обед, это время нельзя считать потерянным, надо научиться им наслаждаться не менее, чем самим походом. Детской одежды в походе много не бывает. Соблюдать детскую гигиену в походе зачастую бывает очень тяжело, но это вопрос практики и сноровки. Не каждая хорошая стоянка хороша для детского лагеря. Главное - хотеть получить удовольствие от похода, и тогда ничто никогда не омрачит путешествия. |